Трансивер ICOM-751 (751A,AF) ознаменовал собой целую эпоху бестселлеров (наиболее продаваемых) райсбоксов (рисовых ящиков), как презрительно называют янки японские аппараты, видимо, в отместку за более низкое качество изготавливаемых в США аппаратов. Явился он, как логическое продолжение серии 740-745, аппаратов среднего класса, вернее, повышенно-среднего, высотой 115 мм. Главным отличием его от аппаратов стандарта 90 мм явилось возможное наличие импульсного блока питания PS-35, который можно установить внутрь трансивера. Первое упоминание о нем относится к 1984-85 годам, тогда же появился и обзор в QST. Хотя модели 740-745 также имели половину внутреннего пространства пустой для монтажа PS-35, модель 751-751А была значительно более классной. 751 продавался вместе с PS-35. Надо сказать, что это сделало аппарат самым маленьким в мире трансивером, так называемым "вещь в себе" или "self-contained", то есть-в нем было все, кроме тюнера, но тюнеры внутри аппаратов тогда еще просто не делали.
Импульсный блок питания был не очень надежен, то есть, нуждался в дополнительном охлаждении. Будучи оставлен внутри аппарата, он выходил из строя при непрерывной многочасовой или круглосуточной работе. Это неприятное его качество засвидетельствовали в первую очередь многие отъявленные пакетчики тех лет (в т. ч. и сам ныне покойный волк пакета Леонид Лабутин, UA3CR) То есть, для надежной и круглосуточной работы пакетного сайта PS-35 необходимо было вынимать из кожуха трансивера и оставлять вне его, а еще лучше - дополнительно обдувать. Поэтому после модернизации апарата модель 751А уже продавалась без PS-35, с каким-нибудь внешним блоком питания, чтобы не будить зверя в клиенте. К тому же, злые языки говорили, что импульсный блок внутри аппарата дает некоторое ухудшение чувствительности, что очень и очень спорно.
Я, по крайней мере, этого не заметил, как и считаю, что разумное применение PS-35 без перегревов позволяет в полной мере ощутить достоинства компактности этого аппарата. Для долгой и беспроблемной работы PS-35 необходимо периодически - раз в три-четыре года - аккуратно вскрывать и чистить пылесосом, вытягивая пыль, и протирать печатную плату этиловым спиртом для ликвидации пылевых дорожек, образующихся ввиду высоких потенциалов, приводящих к пробою между компонентами. В схеме питания есть очень неприятный недостаток-сеть в аппарат подается через сетевой разъем, подобный компьютерному. Далее она заходит в блок питания и на кнопку включения. Выход 13,8 Вольт, 20 А выходит вне аппарата и заходит на колодочку постоянного тока. Это сделано для того, чтобы подключить внешний блок питания, если отсутствует внутренний PS-35. Однако, данная колодочка являет из себя очень ненадежный элемент. С течением времени через этот полушутевый разъем проходят большие импульсные токи до 30 А, если вы часто работаете CW на полной мощности. Постепенно это ведет к ухудшению контакта, разогреву разъема и оплавлению пластика. Контакт все более ухудшается и на нем падает все больше вольт - чем больше потребляемый ток. В конце концов, при нажатии ключа или громком звуке в микрофон, процессор трансивера обнаружит чрезмерное падение питающего напряжения и отключит трансивер. После этого он может отключаться при первых же попытках включить его снова. Наилучшим решением было бы убрать ненадежный разъем и вмонтировать 4-контактную круглую розетку 2РМ или 2РМГ, с двумя тонкими и двумя толстыми штырями, еще лучше-позолоченную. Это позволить полностью устранить проблему плохого контакта в питании.
Сам трансивер включал в себя очень передовые черты для того времени - приличный полудуплекс для аппаратов того времени, на то время это был хит сезона! Полудуплекс позволял прослушивать эфир в паузах телеграфной работы и вести обмен с приличной скоростью 150-160 знаков в минуту, на более высоких скоростях передача выглядела некрасивой и надо было переходить к обычному управлению от педали. Надо сказать, что в данном аппарате, как и в некоторых других, фирма применила очень передовой подход к управлению телеграфной манипуляцией, а именно, управление от педали было органично связано с управлением от ключа, то есть оператор мог без перевода какого-либо переключателя использовать и то, и другое одновременно. Непосвященный спросит-зачем это вообще надо?
Дело в том, что форма сигнала на передачу априори всегда лучше в режиме без QSK, то есть без полудуплекса. Фронт и спад импульса отрегулировать просто, они могут выглядеть слегка затянуто-колоколообразно, что дает музыкальность сигнала, то есть непрямоугольный импульс точки и тире, по фронтам близкий к косинусоидальному. Он дает меньшее число гармоник при разложении в ряд Фурье, то есть прослушивается гораздо приятнее, звонче. Прямоугольный импульс-меандр при полудуплексе звучит гораздо хуже. Примененная схема позволяет мгновенно переходить от PTT к QSK не отпуская ключа, одним лишь нажатием ножной педали. Это супер-здорово для понимающих в этом толк любителей CW. В моделях прочих фирм, к сожалению, такого нигде не было.
Синтезатор приемника 751 был также весьма передовым для своего времени, хотя и не DDS-типа. Время замыкания петли ФАПЧ было сделано конструкторами намеренно большим, отчего шумы синтезатора не были столь велики, как, к примеру, в моделях Kenwood аналогичных лет. Поэтому приемник 751 аппарата при его прослушивании был несравнимо привлекательнее, к примеру, популярных моделей TS-430S или 440S.
Однако, были и недостатки при этом. Быстрая перестройка по диапазону могла привести к потере обнаружения негромкой DX-станции. Ручку настройки у этого аппарата при охоте на DX надо крутить медленно! При сшивках петель синтезатора прослушивались пораженные частоты, особенно при отключенной антенне, вернее, не частоты, а динамические щелчки, на которые невозможно постоянно настроиться. При использовании двух ГПД и больших сплитах -более 20 кГц- петля ФАПЧ не успевала защелкнуться, и трансивер некоторое время излучал широкополосный сигнал, что внешне выглядело как ухудшение тона. Фирма выпустила несколько схемных заплат, которые так и не решили проблему полностью, и она в полном качестве перешла в следующую модель - 19-дюймовый 761, где также проявила себя негативно. Полностью устранить ее стало возможным только в моделях 765 и 781, где был применен более совершенный DDS синтез. Главный тракт приема, включавший, как правило, кварцевые SSB и CW ФОС-фильтры по третьей ПЧ 455 кГц и по второй ПЧ ~9 МГц, не вызывал особых нареканий, и по своим характеристикам примерно эквивалентен приемнику Р-250М, селективность фильтров позволяла хорошо отстраиваться от близких помех. По блокированию тракт имел лучшие показатели, чем аналогичные модели Кенвудов, однако, несколько уступал приемнику Р-250М, хотя в чувствительности у него прилично выигрывал. Очень хорошо работали некоторые приемные примочки - нотч-фильтр (режектор) в аппарате 751 имел дикое подавление до 60-70 децибел, что позволяло полностью вырезать хулигана. Однако одновременно был у него и недостаток: если хулиган был нестабилен, настройка быстро уходила, и это устройство оказывалось бесполезным. В следующей модернизации 751A нотч был уже не столь глубоким и позволял некоторое время держать нестабильного хулигана подавленным, но уже не столь глубоко. Гетеродинный фильтр PBT был великолепен. Ни в какое сравнение не идет с работой глупого сдвига ПЧ в аппаратах 740-745 и 765. Никак не могу себе уяснить, насколько нужно быть маразматиком главному конструктору, чтобы в супермодели 765 повторить прежнюю ошибку 740-745 аппаратов и всунуть импотентный подавитель снова в супер-дупер аппарат... Видимо, конструктор этот никогда не был радиолюбителем...
Шкала трансивера не имела, как и РИТ, десятков герц, хотя в схеме индикатора и в техническом мануале видно, что модель первоначально создавалась с намерением индикации на шкале десятков, а не только сотен герц. Впоследствии практика показала, что и этого мало классному радиолюбителю, и что неплохо индицировать вплоть до герц, как на основных шкалах, так и на РИТе. Однако, аппарат допускает возможность самодельной доработки и внедрения цифры десятков герц путем сдвига знакомест на индикаторе на один разряд влево. Ручка настройки имела прекрасную плотность настройки 2.5 кГц на один ее оборот, что позволяло комфортно работать как телефоном, так и CW. Предусилитель на входе также был очень хорош - выключать его никогда не требовалось, даже на НЧ диапазонах он не ухудшал параметры приемника. Очевидные минусы имела эргономика аппарата. Это и неудивительно - его конструкторы никогда не были радиолюбителями, а были обычными высококлассными инженерами и программистами. Они просто не знали, как надо запрограммировать те или иные кнопки или ручки, чтобы это было максимально удобно оператору. Да и сами операторы, эксплуатируя первые такие модели, имели об этом слабые понятия. Такое понятие, как меню пользователя, тогда еще не существовало. Поэтому в 751 аппаратах, при весьма малой полезной площади передней панели было решено использовать некоторые кнопки и ручки как органы двойного назначения. В общем виде - это ужасно неудобно и плохо, но сначала развлекает. Скажем, чтобы сменить диапазон, надо было нажать на кнопку, повернуть ручку настройки и снова нажать на кнопку. Маразм? Да, но что сделаешь, площади не хватит под все кнопки. Такая же метода была принята для смены каналов памяти, которых, к удовольствию оператора, наконец-то сделали более-менее достаточно - аж 32 штуки. Но вот эргономика подвела...
А она имеет первостепенное значение-ведь эти кнопки и ручки вы крутите и нажимаете постоянно, и однажды начинаете звереть, что неведомый дубиномозглый конструктор сделал вас своим рабом. Вдобавок, узкоглазые японские программеры усугубили это дело, перехитрив самих себя и запрограммировав точку перехода с диапазона на диапазон именно на частоте, равной нижней границе диапазона+50 кГц. Это решение кажется дебиловатым, но сказалось отсутствие наработок в области эргономики. Ряд других фирм предложил иное решение - переход меняет диапазон в МГц, но не меняет частоту в кГц, скажем, были вы на 14325, перешли на 21325. Впоследствии фирмы стали вводить так называемые стековые регистры памяти, запоминавшие те частоты диапазонов, где вы были в последний раз, перед тем, как покинуть этот диапазон, причем не только ее, но и бывшую перед тем тоже. Скажем, были вы на 14325, переходите на 21 и оказываетесь на 21004. Не сердитесь- с 21 вы ушли именно с этой частоты, хотя она вам уже более ни к селу ни к городу. второе нажатие на кнопку 21 перекидывает вас на 21 049 - именно оттуда вы ушли с 21 МГц перед тем, как побывать на 21004. И так далее. Есть и тройные стеки, так что можно поразвлечься. Иногда, крутя вот такой ветеранский аппарат, поневоле тоскуешь-все в нем лучше, чем в современном DSP-ушном новье, вот только изменить бы эргономику...Но это посложнее, чем купить новый аппарат!
Что самое маразматичное в 751 аппарате - это RAM память. Процессор, как оказывается, работает не с ROM, а записывает все промданные во внешнюю RAM и берет управляющие коды тоже оттуда. RAM эта энергозависима и подперта литиевой 3 V батарейкой (типа "монетки", как в компьютерах). Кончилась батарейка - RAM испарилась, и трансивер сдох навеки. Как справиться с этой проблемой - на сайте описано очень подробно. Однако это требует некоторого конструирования вне аппарата и владения компьютером. В то время, как и RAM, и ROM малого объема есть внутри самого кристалла процессора, такое решение тоже кажется дебильным - трансивер могут купить папуасы, и после этого им будет нелегко добраться до фирмы, если батарейка сдохнет. Фирма гарантирует ее работу в течение 5-7 лет, реально - тем дольше, чем чаще вы работаете на аппарате.
Модель 751А появилась в 1988 году, и практически ничем не отличается от 751, за исключением более красивого внешнего вида - на несколько кнопок добавлены встроенные светодиоды, чтобы знать, что кнопка эта пребывает в нажатом виде, кроме того, в трансивер добавлен электронный ключ с неудобоваримым ямбиком, так что не все наши хэмы могут его беспроблемно применять, полностью (до неузнаваемости) переработана генплата аппарата, она невзаимозаменяема с прежней и имеет другую разводку. В целом, аппарат 751А модели звучит точно так же, как и 751. Модель AF изготавливалась по особому заказу военными ведомствами ряда государств. По внешнему виду 751А можно отличить по резиновому колечку на ручке настройки - на старой модели вся ручка была литая целиком, видоизмененному логотипу фирмы на самых новых моделях, ручке скорости эл. ключа и светодиодам на кнопках справа от ручки настройки. Аппараты имеют возможность установки внешней клавиатуры для более комфортного перехода с диапазона на диапазон, эта штука называется RC-10 keypad, но обычно стоит дикие деньги, так что ее лучше сделать самому из старого, но красивого и небольшого калькулятора, имеют возможность подключения интерфейса дистанционного управления от компьютера, однако, это также требует нескольких дорогостоящих примочек. Изготовить их самостоятельно можно, но проблемно. Аппараты линии 751 также имеют возможность для людей с пониженным зрением звукового анонса рабочей частоты на английском или японском языках, думаю, что и на русском запрограммировать тоже можно. Эта примочка также весьма дорогая по цене и навряд ли может быть изготовлена дома вся целиком. Аппараты не имеют внутреннего тюнера, но я не ощущал особенного дискомфорта при работе со штатными фирменными 50-омными антеннами в течение многих лет, за исключением диапазона 80 м. На 160 я вообще никогда не работал и нет особого желания...
В аппаратах весьма интересно сделан самоконтроль на передачу. При телефонном режиме вы можете прослушивать свой сигнал, перед подачей его на оконечный усилитель. Это весьма полезная примочка, и привыкнув к ней, вы уже без нее работать комфортно не сможете. Эта примочка, правда, не дает возможности работать с воксом, но я ненавижу вокс и никогда его не применяю, чтобы не попасть в эфире в неудобное положение, когда ваша собака решила вдруг полаять. При телеграфе самоконтроль также осуществлен этим же образом - то есть, вы прослушиваете то, что подается на предоконечник. Это не всегда удобно. Дело в том, что при таком самоконтроле очень важно осуществить высокое качество мониторинга телеграфных посылок, чтобы работа была вам самому приятной и четкой на высоких скоростях. Однако, внутренние сопротивления ключей-ИМС, осуществляющих коммутацию цепей при самоконтроле, не позволяют достичь стабильного мониторинга - тон и качество его изменяются с течением определенного времени - скажем, часа-двух. Вероятно, влияет даже незначительный прогрев ИМС КМОП-ключей. Как правило, изменение всегда происходит в худшую сторону, то есть с прогревом аппарата качество самоконтроля становится хуже и не позволяет получать прежнего удовольствия. Фирме следовало бы здесь не внедрять такой самоконтроль при передаче CW, а оставить тон-контроль от обычного качественно манипулируемого тонального генератора, как это было сделано в предыдущих моделях 740 и 745. В последующем фирма вернулась к тон-генератору для мониторинга CW в топ-моделях 765 и 781, и это было правильным решением. Оконечный каскад трансивера излучает очень мало гармонических составляющих, было даже забавно слышать недоумение работников ГСНИ, пытавшихся на расстоянии одного километра прослушать четные и нечетные гармоники аппарата, излучавшего на 20 м. Они их так и не услышали...
Схемная документация на трансивер весьма хорошо отредактирована, издана и вычерчена. Книги по настройке доступны и понятны. Трансиверы обоих модификаций 751-751А легко раскрываются на передачу путем откусывания всего одного диода D53, модель 751А даже не требует для этого разборки аппарата - перекусывается резистор в верхнем лючке.
Определенным бичом оператора является лампа подсвета шкалы - она часто перегорает и ее весьма проблемно менять. Выпускаемые японцами сверхминиатюрные лампы накаливания на 14 Вольт имеют невысокое качество и быстро перегорают снова. Ни в одном аппарате ICOM я не был удовлетворен качеством узкополосных телеграфных фильтров. При включении такого фильтра входящий сигнал претерпевает всегда значительное затухание, вносимое узким фильтром (фильтры такие!) Нередко, при плохих условиях приема бывает необходима подстройка на едва слышимую станцию, что вообще делает применение фильтров данного качества сомнительным... УНЧ этих аппаратов имеют абсолютно ненужную примочку - регулировку тона (высокие-низкие), что является совершенно лишним прибамбасом при заведомо низком качестве самого УНЧ. Если бы УНЧ был классным Hi-Fi, тогда она была бы как-то оправдана. Разумеется, эту ручку для операторских нужд следует всегда устанавливать в положение максимума высоких частот. Качество ИМС УНЧ приемников практически всех аппаратов ICOM также оставляет желать много лучшего. В этих УНЧ применяются ИМС с настолько высоким КНИ, что делает УНЧ несравнимыми по качеству с ламповыми аппаратами старых моделей. После завершения работы на ICOM и переходе на ламповый аппарат пусть даже самой древней модели (например, Heath HW-100 с 6Ф3П на выходе) уши оператора в буквальном смысле отдыхают. Трансиверы можно также немного программировать, насколько позволяют возможности RAM платы и знания программы. На данном сайте эта методика указана в статье о программаторе для IC-751. Можно изменить произвольно частотный диапазон перестройки синтезатора в широких пределах, все зависит от возможностей "железа" схемы. Некоторые модели допускают расширение вверх до 35 МГц. Снизу, как правило, по передаче эта величина ограничена 1600 кГц.
Сменные кварцевые фильтры FL-52,53 и аналогичные по 3-й ПЧ 455 кГц могут быстро и легко заменяться путем фиксации в панелях. По 2-й ПЧ (около 9 Мгц) также есть возможность вставки опциональных фильтров с более низкими характеристиками, но уже путем демонтажа генплаты и впайки их в плату. Синтезатор достаточно стабилен даже без применения термостатированного КГ. Уход частоты не превышает 20-30 Гц за первый час работы, что легко позволяет выявлять ламповые модели ваших корреспондентов, бегущие по частоте в ту или иную сторону. Термостатированные фирменные КГ очень миниатюрного исполнения позволяют достичь еще более лучших результатов, близких к элитной аппаратуре военного назначения. Определенным бичом всех аппаратов ICOM является ненадежность подстроечных конденсаторов-триммеров фирмы МУРАТА и аналогичных сверхминиатюрных КПК, примененных в ФАПЧ синтезатора. Это связано с потерей или ухудшением омического контакта в подвижном элементе миниподстроечника и не имеет никакого отношения к работе транзисторов и прочих компонентов. Фирма рекомендует осуществлять замену таких емкостей на более дорогие с золотым покрытием, что не всегда обоснованно, так как замена емкостей связана с необходимостью разборки трансивера, узла ФАПЧ, сильно экранированных плат, обратной сборки их, и обязательной наладки, то есть выставления уровней вольтажа ФАПЧ по поддиапазонам. Иногда достаточно бывает произвести многократную прокрутку дефектного триммера при выключенном аппарате (30-50 прокруток в обе стороны) и обязательной последующей подстройки уровня по диапазону по осциллографу или ВЧ-вольтметру в соответствии с руководством по регулировке. Дефект этот характеризуется очень наглядно резким ухудшением качества приема и качества передачи - грубый широкополосный сигнал, не имеющий тона. Чаще всего этот дефект проявляется на высокочастотных диапазонах 21…30 МГц.
Фирма рекомендует применять для этих трансиверов штатные электретные микрофоны, которые весьма эффективны. Ручные "мыльницы" HM-12 и HM-36 позволяют добиться оптимального качества, хотя и при несколько грубоватом тембре звучания сигнала. Регулировка уровня компрессии спич-процессора (ручка микрофонного усилителя) весьма нежна и не позволяет "испортить" сигнал даже начинающему пользователю, в отличие от Кенвуда TS-430S, где подобное - Ох! - весьма вероятно. Вместе с тем, эта регулировка весьма эффективно увеличивает дальность связи путем увеличения уровня ограничения сигнала, без существенной деградации его качества. Применение с аппаратами 751-751А динамических микрофонов хотя бы и советского образца (МД-64, МД-380А и др.) требует обязательной блокировки микрофонной линии по постоянному току, так как в нее из аппарата подается постоянное смещение через токорегулирующий транзистор. Игнорирование этого требования приводит к разогреву или сгоранию катушки дорогостоящего динамического микрофона или к выходу из строя транзистора в аппарате. Для разблокирования достаточно включить последовательно с катушкой небольшой неполярный конденсатор емкостью 1-2 мкФ. Лучшим и наиболее оптимальным решением для телефонного "сноба" является применение штатного фирменного микрофона типа IC SM-6, SM-10, SM-20. Я не сказал бы, что применение любых самоприспособленных или фирменных гарнитур типа Хейл, ГСШ-С-18А "Октава" и др., стоимостью, иногда соизмеримой со стоимостью самого аппарата, хоть ненамного улучшило бы его телефонный сигнал!
В итоге можно сказать, что трансивер ICOM-751 до сих пор является ценным приобретением для продвинутого радиолюбителя, особенно - классного телеграфиста. P. S.
Было забавно прочесть в форумах рецензию одного из радиолюбителей на данный материал. Он пришел в ужас и написал мне, что никогда не свяжется с таким дрянным аппаратом.
Так где правда? Стоит ли покупать такой вот аппарат, если в нем "все так плохо"? Согласитесь, странно звучало бы ривью, где вообще все превозносилось бы в хвалебных тонах панегирика. Читатель подумал бы- "Хм-м, купили человека, несет ахинею". Действительно, хвалебных речей и так чрезмерно много в рекламных проспектах самих фирм-изготовителей. Даже солидные толстые журналы типа QST и CQ, так или иначе материально зависят от фирм-производителей аппаратуры, так как существуют на их рекламные деньги и не могут постоянно публиковать абсолютно честные и непредвзятые критические материалы. Данный сайт ничего не имеет от вражеских фирм. Ему, как и автору, абсолютно все равно, что о нем подумает фирма. Материально мы свободны. Поэтому мы и публикуем правду, как бы горька для фирмы где-то и в чем-то она ни была. Что касается пользователей, то есть - конкретных радиолюбителей, то надо с уверенностью сказать, что нет и никогда не будет полностью идеальных трансиверов. Поэтому надо выбирать то, что тебе ближе по душе, цене и особенностям твоего хобби - с твоим уклоном. Скажем, я - телеграфист, и если трансивер не имеет QSK - это для меня не трансивер, пусть он хоть с 10 DSP и с 5 дисплеями. Другому по душе - другое. Отмеченные здесь недостатки вовсе и категорически не говорят о том, что этот аппарат - плохой. Просто - он такой, какой есть. Возможно, кому-то на некоторые из отмеченных недостатков глубоко наплевать, а зная о возможных отказах, он встретит их во всеоружии. Купив же другой аппарат, он, скорее всего, непременно найдет в нем подобных мелких минусов еще во сто крат больше!